Главная Умники и умницы
Сведения
об организации
Конкурсы прошлых лет
Образовательный процесс Документация по конкурсу
Педагогический коллектив
Службы социальной поддержки
Отчеты о деятельности
Родителям
Контакты

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
предметный конкурс среди учащихся начальных классов коррекционных (специальных) общеобразовательных школ

инновационный проект разработан учителями-логопедами ГОУ школы-интерната № 8
Коробченко Татьяной Васильевной и Розовой Юлией Евгеньевной.



      Целью образования в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.
      Выбор темы проекта и его актуальность не случайны. В настоящее время в современной школе отмечается снижение уровня учебной мотивации у школьников, что отрицательно влияет на качество образования у учащихся начальных классов.
      Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учёбе. Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам в нашем учреждении является предметный конкурс «Умники и умницы», который ежегодно весной проводится в рамках ГОУ школы-интерната № 8 с 2007 года. Конкурс предполагает развитие у школьников с ограниченными возможностями здоровья не только познавательного интереса к предмету, пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, но и помогает определить их уровень знаний педагогам.
      Предметный конкурс является одной из форм учебной деятельности, которая влияет на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития, творческие способности.

      Цели предметного конкурса «Умники и умницы»:
  1. активизировать учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  2. способствовать социальной адаптации учащихся коррекционных школ;
  3. дать возможность учащимся, успешно усвоившим программу начальных классов, получить дальнейшее образование в условиях массовой школы.
      Задачи предметного конкурса «Умники и умницы»:
  1. пропаганда научных знаний и развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса к учебной деятельности;
  2. активизация работы кружков, секций и других форм внеклассной и внешкольной работы в коррекционном учреждении;
  3. повысить качество образования у учащихся начальных классов.
      Конкурс проводится по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». При разработке материалов предметного конкурса нами учитывались возрастные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и требования программы традиционно-развивающей системы с использованием учебно-методического комплекса «Школа России» по начальному образованию Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
      Согласно программе обучения в начальной школе подбирались разноуровневые занимательные и нестандартные задания, разнообразные по форме и характеру вопросов. При этом их тематика и идейная направленность сходны для вариантов всех параллелей 2-4 классов, хотя и построены на разном текстовом и лексическом материале.
      В коррекционных (специальных) общеобразовательных школах учащихся с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие затруднения при изучении программного материала по русскому языку. Воспитание любви к русскому языку – серьёзная и ответственная задача педагогов. Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на классных занятиях, так и во внеклассной работе.

      Все задания предметного конкурса подразделяются на 3 типа:
  1. Задания игровой лингвистики (ребусы).
    Этот материал составлен так, что ответы на вопросы требуют знания теории. Но успешность в работе зависит от уровня общего развития учащегося и от общеучебных навыков, полученных в ходе обучения.
  2. Задания, основанные на научных теоретических проблемах русского языка, предполагают демонстрацию глубины знаний предмета.
  3. Задания из области речевой культуры. Сюда входит выявление различных лексических значений слов, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
      Предложенные типы заданий направлены на развитие навыка звукобуквенного и слогового анализа, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, способствуют расширению кругозора, совершенствуют умственные способности младших школьников.

      Предметный конкурс по математике пробуждает у учащихся интерес к предмету, учит их оригинально мыслить, принимать верные решения в сложных жизненных ситуациях.

      Материал для предметного конкурса разделен на три типа заданий:
  1. Задания занимательной формы (расшифруй записи, математические ребусы и т.д.).
  2. Задания геометрического характера.
  3. Задания, направленные на развитие критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат маленьких школьников делать логические умозаключения.

      Задания по сложности выстраивались так, что решение первых задач основывались на знаниях программного материала, далее уровень трудно¬сти постепенно увеличивался.
      Все задания формулировались четко, с использованием известных школьникам терминов. Они предусматривают возможность применения стандарт¬ных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий уче¬ник может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т.е. умение классифицировать, обобщать, сопоставлять по аналогии, прогно-зировать результат, «включая» интуицию и воображение.
      Материал предметного конкурса по окружающему миру занимает особое место в си¬стеме предметных конкурсов. На уроках школьники, главным образом, по¬лучают общие представления о некоторых закономерностях развития при¬роды и жизни людей, расширяют свой кругозор, заинтересовываются свя¬зями природы. Здесь следует отметить, что учебная программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о природе во всем ее многообразии.
      Необходимость проведения предметного конкурса по окружающему миру дикту¬ется не только желанием детей узнать нечто новое, но и способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке матери¬ала, развитию речи детей, повышает уровень языкового развития млад¬ших школьников.
      Задания предметного конкурса строились на основе занимательности, под которой подразумевается качество, способное возбудить у школьников интерес и вызвать стремление к получению новых знаний. Такой вид работы при-влекает учеников своей новизной и необычностью.
      Материал предметного конкурса по окружающему миру разбит на 4 типа заданий:
  1. Задания, основанные на знании программного материала (измене¬ния в живой и неживой природе, взаимосвязь природы и человека, при¬родные явления, наблюдение за состоянием природных явлений).
  2. Задания, требующие логического размышления (ребусы, загадки, и т.д.).
  3. Задания, направленные на эрудицию и знания, полученные из собственных наблюдений и дополнительной литературы.
  4. Творческие задания, направленные на воспитание бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.
  5. Предметный конкурс по окружающему миру служит основой формирования самостоятельных обобщений и выводов, развивает мышление и наблюда¬тельность.

      Предметный конкурс по каждому предмету проводим в два тура: I тур – внутришкольный, II тур – районный.
      Во внутришкольном туре участвуют все учащиеся 2-4 классов каждой школы, участвующей в конкурсе.


      Каждый конкурс по предмету по времени не превышает 40 минут. При проведении предметного конкурса создаём для учащихся комфортную атмосферу, чётко организуем работу.


      Для удобства материал конкурса по каждому предмету расположен на отдельном листе формата А4. В каждом туре - по 12-15 заданий. Организаторы раздают детям задания, а учащиеся пишут в них ответы. (Приложение)
      Обязательно предупреждаем участников, что отвечать на вопросы они могут в любом, удобном для них, порядке. После выполнения заданий каждый ученик оценивает свою работу, поставив на одной из ступенек лесенки отметку. Если работа выполнена хорошо, отметку пишут на верхней ступеньке, если удовлетворительно – на средней, неудовлетворительно – на нижней. Задания предметных конкурсов разделены на два вида:
  • задания, требующие только знания предмета;
  • задания повышенной трудности, требующие «включить воображение», эрудицию, опереться на логику в рассуждении, произвести сложные вычисления, сделать нестандартные логические шаги.

      Каждое задание, в зависимости от его сложности, имеет свои критерии оценки.
      После каждого этапа для участников конкурса проводим дружеское чаепитие с целью социальной адаптации учащихся разных школ для налаживания добрых отношений, служит воспитанию толерантности. Социальная адаптация и реабилитация должна быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный процесс - не конечная цель, главное – дать учащимся коррекционных общеобразовательных школ, имеющим особые образовательные потребности, возможность в дальнейшем получить образование с нормально развивающимися сверстниками.


      Победителями считаем учащихся, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.
      Призёрами могут быть учащиеся, которые не ответили на 1-2 вопроса или некоторые их ответы были недостаточно полными, но в основе своей верными.
      Победителей и призёров награждаем дипломами, грамотами и призами. Команда школы, получившая наибольшее количество баллов, получает главный приз конкурса – «Умную сову».



      Подведение итогов проводится в торжественной обстановке. На гала-концерте участники конкурса демонстрируют свои творческие способности, которые тоже оцениваются в рамках конкурса.



      В течение нескольких лет активное участие в предметном конкурсе «Умники и умницы» приняли образовательные учреждения г. Санкт-Петербурга № 8, № 67, № 68, № 370, № 663, № 561.

В следующем учебном году приглашаем принять участие в конкурсе "Умники и умницы" воспитателей, педагогов и учащихся начальных классов коррекционных школ.