Главная Образовательная программа
Сведения
об организации
Направления воспитательной работы
Образовательный процесс Режим дня
Педагогический коллектив Расписание
Центр "ДАР" Программа развития
Отчеты о деятельности
Родителям
Контакты
Содержание страницы:
Система формирования толерантного сознания в ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Социальный проект школы по формированию толерантного сознания в ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Мероприятия и документы по формированию толерантного сознания в ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Система формирования толерантного сознания
в ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других,
как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем,
чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием».
Конфуций


      В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но толерантность нужно воспитывать. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают немногие. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Именно поэтому появилась необходимость разработать систему формирования толерантного сознания в школе-интернате и апробировать ее, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными. Поэтому одним из основных направлений воспитательной системы школы-интерната, в рамках которого осуществляется толерантное воспитание, является «Я - гражданин России».

Цели:
  1. Формирование основ толерантной личности в общеобразовательной среде.
  2. Формирование умения моделирования жизненных ситуаций и поиск выхода из них.
  3. Проявление уважения и терпимости к окружающим людям в стенах родной школы и за ее пределами.
Задачи:
  1. воспитание учащихся на лучших традициях истории Родины;
  2. пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
  3. развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
  4. совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;
  5. приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство.
  6. воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в поликультурной и многонациональной стране.
Система формирования толерантного сознания в ГОУ школе-интернате № 8 предусматривает следующие направления:
  1. Знакомство учащихся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
  2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий.
    Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
  4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
    Учащихся следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
  5. И как результат - приобщение к культуре мира.
    Учащиеся, на практике познающие, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
      Формы работы:
  1. Акция памяти «Дети Беслана (занятия в классах, классные часы, конкурсы рисунков на асфальте);
  2. Декада инвалидов (занятия в классах, классные часы, творческие встречи с воспитанниками школ-интернатов гг. Павловска и Пушкина);
  3. Международный день толерантности (месяц толерантности: занятия в классах, классные часы, театрализованные представления, участие в районных мероприятиях);
  4. Уроки толерантности (уроки, классные часы);
  5. Занятия по толерантности «Этика поведения юного петербуржца»;
  6. Фестивали толерантности в школе, игры по станциям;
  7. Международный день семьи (занятия в классах, спортивно-игровые программы);
  8. День народного единства (занятия в классах, классные часы);
  9. Международный день мира (занятия в классах, классные часы);
  10. Художественно- творческие проекты (конкурсы и выставки творческих работ);
  11. Международный день мигрантов и беженцев (занятия в классах, классные часы);
  12. Фестиваль школьных талантов «Звездный дождь»;
  13. Игровая программа «Масленица»;
Для осуществления толерантного воспитания воспитательная служба школы-интерната считает необходимым:
  1. Применение вариантных форм занятий (приглашение специалиста и т.п.).
  2. Организацию совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.
  3. Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений,
    формированию культуры сотрудничества, сотворчества.
  4. Использование методов развития системы отношений:
    педагогическая организация совместных мероприятий, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности, соблюдение различных традиций и ритуалов.
  5. Использование приемов стимулирования творчества:
    демонстрации заслуг учащихся на выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.
  6. Внедрение педагогических средств развития коммуникативной культуры подростков, создающих условия для демонстрации
    «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности, также педагогических средств содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность).
      С целью профилактики экстремизма и противодействия деятельности неформальных молодежных объединений школа пропагандирует принципы толерантности среди учащихся школы, представляя свои проекты (социальный проект школы по формированию толерантного сознания «Не ждать, помогать, верить–действовать вместе, всегда!»), участвуя в фестивалях и различных творческих программах районного, городского уровня. Для профилактики экстремизма среди учащихся школы воспитательной службой разработана специальная тематика классных часов.
      Воспитание культуры толерантности мы считаем необходимо осуществлять по формуле: "родители + дети + педагог".
      Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
      Именно на этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.
      Мы начали с организации семейных вечеров в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание "отдать, а не взять", подарить людям радость.
      Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели мы используем все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
      Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
      Таким образом, смысл деятельности педагогов в формировании толерантных отношений - содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности.

Педагоги в нашей школе-интернате следуют принципам:
  1. воспитание в духе мира;
  2. признание способности каждого и уважение чувства и позиции каждого;
  3. быть примером для детей;
  4. умение слушать;
  5. поддерживание эмоциональных привязанностей;
  6. развитие у учащихся чувства взаимного расположения;
  7. предоставление возможности учащимся самостоятельно решать проблемы;
  8. отсутствие жестких иерархических отношений, проявлений авторитаризма;
  9. поощрение совместной деятельности.
      В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений.       Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе мы учим ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
      Но особое внимание педагоги нашей школы обращают на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повыша¬ется интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом воз¬расте закладываются основы дальнейшего социального пове¬дения личности, в том числе: способность к эмпатии или кон¬фликтность, социальная изоли-рованность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
      По нашему мнению, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В нашей школе в каждом классе создается благоприятная среда для формирования толерантных установок.
      Система формирования толерантного сознания в школе-интернате, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

      Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Воспитание толерантности способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся нашей школы учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.


Начало страницы

Социальный проект школы по формированию толерантного сознания
«Не ждать, помогать, верить–действовать вместе, всегда!»

В рамках государственной программы «Толерантность» был разработан Социальный проект школы по формированию толерантного сознания «Не ждать, помогать, верить - действовать вместе, всегда!».
Руководители проекта: Тимакова С.М., Охотникова И.А.

Тема проекта Проведение творческих встреч-праздников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся массовых школ.
Обоснование проблемыК сожалению, многие воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья не всегда толерантно. Кто–то смотрит на них с жалостью и сочувствием, кто-то с пренебрежением, кто-то агрессивно воспринимает их появление в обществе. Сейчас часто говорят, что необходимо вводить инклюзивное образование. Но готово ли наше общество к такому нововведению? Как будут чувствовать себя дети, которые чем-то отличают от своих сверстников, будет ли им комфортно в этих новых условиях? Мы предлагаем свой проект, как один из способов преодоления предвзятого отношения нашего общества к инвалидам.
Методы осуществления / Пути решения На базе одного из учебных заведений проводится фестиваль - встреча ребят с ограниченными возможностями здоровья с ребятами массовых школ. В ходе встречи - праздника учащиеся рассказывают в творческой форме о себе, о школе, о своих мечтах, ищут новых друзей. Программа праздника включает в себя игровые конкурсные задания, концертные выступления, беседу «За чашкой чая».
Конкурентное преимущество («изюминка» проекта, новизна) Все конкурсы, проводимые для учащихся коррекционных школ являются, на наш взгляд, закрытыми для широкого круга зрителей. Так конкурс «Поющие руки» предназначен только для учащихся с проблемами слуха. В конкурсе «Равные права – равные возможности» участвуют учащиеся всех коррекционных школ, но учащиеся массовых школ не знают о нем практически ничего. Мы предлагаем творческие встречи для более широкого круга участников. Наша цель – сблизить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с их сверстниками.
Союзники и партнеры - ДДТ «Павловский»;
- Администрация и воспитательные службы всех заинтересованных ГОУ;
- спонсоры.
Необходимые ресурсы (ЧЕМ нужно помочь?)Информационные – освещение подготовки и проведения данного мероприятия в средствах массовой информации (местная пресса, радио, телевидение, Интернет)
Финансовые – привлечение спонсоров.
Промежуточные шаги реализации (Что УЖЕ сделано?) Ежегодно: проведение в школе фестиваля талантов «Звездный дождь», где может проявить себя каждый ребенок, было бы на это его личное желание. Дети знают - даже если ты немного другой, не такой как остальные, тебя будут слушать и смотреть, обязательно поддержат, оценят твои успехи.
- В рамках декады инвалидов, на базе школы-интерната № 8 проведение творческих встреч «Возьмемся за руки, друзья» и «Открой свое сердце добру» с воспитанниками школ-интернатов гг. Пушкина и Павловска.
- Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» на базе школы – интерната № 8 для учащихся коррекционных школ Санкт- Петербурга. Конкурс включает в себя творческие выступления школьных команд (концертные номера, которые оценивает независимое жюри, определяются победители, вручается приз «Зрительские симпатии»).
Ожидаемый итоговый результат - Изменение у подрастающего поколения отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение круга общения у ребят с ограниченными возможностями здоровья;
- Возможность реализации творческого потенциала учащихся коррекционных школ на новом уровне.


Начало страницы


Интересная информация для скачивания:
Информация о проведении мероприятий в нашем образовательном учреждении по формированию толерантного сознания подростков и молодежи 2009-2011 гг.doc

Презентация к фестивалю «Культурной столице – культуру мира» конкурс «Мир в отражении».ppsx


________________________________________

Возврат к разделу "Направления воспитательной работы"