Главная |
|
Образовательная программа |
Сведенияоб организации |
Направления воспитательной работы |
Образовательный процесс |
Режим дня |
Педагогический коллектив |
Расписание |
Центр "ДАР" |
Программа развития |
Отчеты о деятельности |
|
Родителям |
|
Контакты |
|
Содержание страницы:
Система формирования толерантного сознания в ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Социальный проект школы по формированию толерантного сознания в ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Мероприятия и документы по формированию толерантного сознания в ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Система формирования толерантного сознанияв ГБОУ школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Владеть собой настолько, чтобы уважать других,
как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем,
чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием».
Конфуций
В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но толерантность нужно воспитывать. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают немногие. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Именно поэтому появилась необходимость разработать систему формирования толерантного сознания в школе-интернате и апробировать ее, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными. Поэтому одним из основных направлений воспитательной системы школы-интерната, в рамках которого осуществляется толерантное воспитание, является «Я - гражданин России».
Цели:
- Формирование основ толерантной личности в общеобразовательной среде.
- Формирование умения моделирования жизненных ситуаций и поиск выхода из них.
- Проявление уважения и терпимости к окружающим людям в стенах родной школы и за ее пределами.
Задачи:
- воспитание учащихся на лучших традициях истории Родины;
- пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
- развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
- совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;
- приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство.
- воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в поликультурной и многонациональной стране.
Система формирования толерантного сознания в ГОУ школе-интернате № 8 предусматривает следующие направления:
- Знакомство учащихся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
- Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
- Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий.
Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
- Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Учащихся следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий,
чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
- И как результат - приобщение к культуре мира. Учащиеся, на практике познающие, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Формы работы:
- Акция памяти «Дети Беслана (занятия в классах, классные часы, конкурсы рисунков на асфальте);
- Декада инвалидов (занятия в классах, классные часы, творческие встречи с воспитанниками школ-интернатов гг. Павловска и Пушкина);
- Международный день толерантности (месяц толерантности: занятия в классах, классные часы, театрализованные представления, участие в районных мероприятиях);
- Уроки толерантности (уроки, классные часы);
- Занятия по толерантности «Этика поведения юного петербуржца»;
- Фестивали толерантности в школе, игры по станциям;
- Международный день семьи (занятия в классах, спортивно-игровые программы);
- День народного единства (занятия в классах, классные часы);
- Международный день мира (занятия в классах, классные часы);
- Художественно- творческие проекты (конкурсы и выставки творческих работ);
- Международный день мигрантов и беженцев (занятия в классах, классные часы);
- Фестиваль школьных талантов «Звездный дождь»;
- Игровая программа «Масленица»;
Для осуществления толерантного воспитания воспитательная служба школы-интерната считает необходимым:
- Применение вариантных форм занятий (приглашение специалиста и т.п.).
- Организацию совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.
- Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.
- Использование методов развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности, соблюдение различных традиций и ритуалов.
- Использование приемов стимулирования творчества: демонстрации заслуг учащихся на выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.
- Внедрение педагогических средств развития коммуникативной культуры подростков, создающих условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности, также педагогических средств содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность).
С целью профилактики экстремизма и противодействия деятельности неформальных молодежных объединений школа пропагандирует принципы толерантности среди учащихся школы, представляя свои проекты (социальный проект школы по формированию толерантного сознания «Не ждать, помогать, верить–действовать вместе, всегда!»), участвуя в фестивалях и различных творческих программах районного, городского уровня. Для профилактики экстремизма среди учащихся школы воспитательной службой разработана специальная тематика классных часов.
Воспитание культуры толерантности мы считаем необходимо осуществлять по формуле: "родители + дети + педагог".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Именно на этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.
Мы начали с организации семейных вечеров в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание "отдать, а не взять", подарить людям радость.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели мы используем все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Таким образом, смысл деятельности педагогов в формировании толерантных отношений - содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности.
Педагоги в нашей школе-интернате следуют принципам:
- воспитание в духе мира;
- признание способности каждого и уважение чувства и позиции каждого;
- быть примером для детей;
- умение слушать;
- поддерживание эмоциональных привязанностей;
- развитие у учащихся чувства взаимного расположения;
- предоставление возможности учащимся самостоятельно решать проблемы;
- отсутствие жестких иерархических отношений, проявлений авторитаризма;
- поощрение совместной деятельности.
В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе мы учим ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Но особое внимание педагоги нашей школы обращают на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повыша¬ется интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом воз¬расте закладываются основы дальнейшего социального пове¬дения личности, в том числе: способность к эмпатии или кон¬фликтность, социальная изоли-рованность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
По нашему мнению, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В нашей школе в каждом классе создается благоприятная среда для формирования толерантных установок.
Система формирования толерантного сознания в школе-интернате, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Воспитание толерантности способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся нашей школы учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Начало страницы
Социальный проект школы по формированию толерантного сознания
«Не ждать, помогать, верить–действовать вместе, всегда!»
В рамках государственной программы «Толерантность» был разработан Социальный проект школы по формированию толерантного сознания «Не ждать, помогать, верить - действовать вместе, всегда!».
Руководители проекта: Тимакова С.М., Охотникова И.А.
Тема проекта | Проведение творческих встреч-праздников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся массовых школ. |
Обоснование проблемы | К сожалению, многие воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья не всегда толерантно. Кто–то смотрит на них с жалостью и сочувствием, кто-то с пренебрежением, кто-то агрессивно воспринимает их появление в обществе. Сейчас часто говорят, что необходимо вводить инклюзивное образование. Но готово ли наше общество к такому нововведению? Как будут чувствовать себя дети, которые чем-то отличают от своих сверстников, будет ли им комфортно в этих новых условиях? Мы предлагаем свой проект, как один из способов преодоления предвзятого отношения нашего общества к инвалидам. |
Методы осуществления / Пути решения | На базе одного из учебных заведений проводится фестиваль - встреча ребят с ограниченными возможностями здоровья с ребятами массовых школ. В ходе встречи - праздника учащиеся рассказывают в творческой форме о себе, о школе, о своих мечтах, ищут новых друзей. Программа праздника включает в себя игровые конкурсные задания, концертные выступления, беседу «За чашкой чая». |
Конкурентное преимущество («изюминка» проекта, новизна) | Все конкурсы, проводимые для учащихся коррекционных школ являются, на наш взгляд, закрытыми для широкого круга зрителей. Так конкурс «Поющие руки» предназначен только для учащихся с проблемами слуха. В конкурсе «Равные права – равные возможности» участвуют учащиеся всех коррекционных школ, но учащиеся массовых школ не знают о нем практически ничего.
Мы предлагаем творческие встречи для более широкого круга участников. Наша цель – сблизить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с их сверстниками. |
Союзники и партнеры | - ДДТ «Павловский»;
- Администрация и воспитательные службы всех заинтересованных ГОУ;
- спонсоры.
|
Необходимые ресурсы (ЧЕМ нужно помочь?) | Информационные – освещение подготовки и проведения данного мероприятия в средствах массовой информации (местная пресса, радио, телевидение, Интернет)
Финансовые – привлечение спонсоров.
|
Промежуточные шаги реализации (Что УЖЕ сделано?) | Ежегодно: проведение в школе фестиваля талантов «Звездный дождь», где может проявить себя каждый ребенок, было бы на это его личное желание. Дети знают - даже если ты немного другой, не такой как остальные, тебя будут слушать и смотреть, обязательно поддержат, оценят твои успехи.
- В рамках декады инвалидов, на базе школы-интерната № 8 проведение творческих встреч «Возьмемся за руки, друзья» и «Открой свое сердце добру» с воспитанниками школ-интернатов гг. Пушкина и Павловска.
- Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» на базе школы – интерната № 8 для учащихся коррекционных школ Санкт- Петербурга. Конкурс включает в себя творческие выступления школьных команд (концертные номера, которые оценивает независимое жюри, определяются победители, вручается приз «Зрительские симпатии»).
|
Ожидаемый итоговый результат | - Изменение у подрастающего поколения отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение круга общения у ребят с ограниченными возможностями здоровья;
- Возможность реализации творческого потенциала учащихся коррекционных школ на новом уровне.
|
Начало страницы
Интересная информация для скачивания:
Информация о проведении мероприятий в нашем образовательном учреждении по формированию толерантного сознания подростков и молодежи 2009-2011 гг.doc
Презентация к фестивалю «Культурной столице – культуру мира» конкурс «Мир в отражении».ppsx
________________________________________
Возврат к разделу "Направления воспитательной работы"
|